Пьянство или уже алкоголизм, где эта красная черта, которая беспокоит многих, как одно постепенно переходит в другое? Где кончается привычка и стремление к ощущениям алкогольного опьянения, а где начинается уже болезнь? Давайте ответим на эти вопросы.
Пьянство, в отличие от алкоголизма, характеризуется усилением алкогольной потребности, которое сопровождается формированием симптома желательности алкоголизации. При пьянстве желание выпить появляется, когда для этого предоставляется какая-то возможность. Подавление данного желания дается с трудом и обычно сопровождается ощущениями дискомфортом. С развитием пьянства постепенно растет привыкание и переносимость алкоголя с развитием запаздывания насыщения. в тоже время удлиняется состояние опьянения.
Опьяняющий эффект алкоголя начинает развиваться быстрее и выражаться интенсивнее. Появляются нарушения сна - чередование засыпания и пробуждения, ранние пробуждения, удлинение периода бодрствования. Собственные защитные психологические механизмы выражаются в переоценке пьянства окружающих и преуменьшении своего собственного. Круг причин для приема алкоголя расширяется, они наслаиваются друг на друга. Социально-позитивные установки, составляющие ядро личности, начинают отходить на второй план и постепенно сходить на нет. Алкоголь становится основным источником получения удовольствия в жизни. Появляется безразличие к своей профессиональной деятельности, сужение разнообразия видов деятельности и круга интересов. Вот так привычное и обыденное пьянство перерастает в настоящее заболевание - алкоголизм.
Существует пять видов основных мотиваций для начала употребления алкоголя: традиционный (социально обусловленный), субмиссивный (подчинение давлению других людей или социальной группе), гедонистический (получение психофизического удовольствия), псевдокультурный (символ достатка, благополучия), атарактический (стремление расслабиться или достичь определенного возбуждения).
Главным критерием перехода от пьянства к алкоголизму является появление неконтролируемого и непреодолимого влечения к алкоголю. Уже на этапе пьянства могут появляться характерные симптомы: снижение защитных реакций, повышение потребляемой дозы в физиологических пределах - увеличение переносимости алкоголя в два-четыре раза по сравнению с начальным этапом, изменение формы потребления - появление четкой систематики, переход на более крепкие напитки, постоянные или частые забывания алкогольных эксцессов и снижение контроля за количеством выпиваемого алкоголя. Состояние после алкогольной интоксикации еще долго сопровождается плохим самочувствием, вялостью, разбитостью, головной болью, долгой жаждой, сухостью во рту, потливостью, сердцебиением, чувством жара и др.
Критерии разграничения привычного пьянства и алкоголизма были описаны в 80-х годах 20 века, и выделен ряд симптомов и состояний, усиление которых в последующем приводит к формированию заболевания - алкоголизма.
- Симптом желанности алкоголя или сосредоточение на выпивке. Он заключается в четкой фиксации мыслей и разговоров на тему алкоголя. Мысли о нем становятся основными, сопровождают все жизненные события и эпизоды: встреча друзей, любой праздник, получение зарплаты, наличие свободного времени и денег. Как бы человек не старался, ему все напоминает о выпивке и порождает мысли о ее желательности и необходимости. В воображении все чаще видятся картины, связанные с употреблением алкоголя. Подготовка к алкогольному употреблению производится тщательно и с неистовым желанием, даже с некой заботой. У такого человека можно заметить оживление моторики, некоторое возбуждение, блеск в глазах, повышенное настроение. В выраженных случаях состояние может напоминать опьянение. Чтобы отвлечься от переживаний, сосредоточиться на другой деятельности приходиться прилагать усилия. Мысли о желательности алкоголизации постоянно возвращаются, становятся навязчивыми, что свидетельствует о формировании патологического непреодолимого влечения и начальной стадии алкоголизма.
- Запаздывания насыщения. При обычном бытовом пьянстве потребность в алкоголе удовлетворяется в рамке определенного и установленного поведения и особенностей человека, то есть в пределах норм, на которые “способен организм”. На удовлетворение потребности в алкоголе указывает феномен насыщения, т.е. исчезновение желания продолжать пить алкоголь и, соответственно, отказ от дальнейшего употребления спиртного. Усиление пьянства с переходом в алкоголизм и развитием заболевания сопровождается запаздыванием феномена насыщения, который наступает при более значительных количеств спиртного. Запаздывание может быть столь значительным, что превышает пределы собственной биологической переносимости алкоголя. В этом случае полное насыщение наступает только от количеств алкоголя, вызывающих глубокое опьянение, близкое к коматозному состоянию.
- Снижение способности к прекращению и переход на «все или ничего». Суть данного критерия состоит в том, что количество алкоголя обязательно должно быть достаточным для полного удовлетворения потребности в нем, а с учетом рассмотрения предыдущего критерия, алкоголя должно быть очень много. Потребление меньших количеств становится затруднительным, а позже невозможным, опьянение при этом теряет эффект эйфории и переходит в дисфорию, т.е. удовольствия при малых дозах нет. Утрата способности к остановке и прекращению выпивать рассматривается как симптом, свидетельствующий о возникновении заболевания. Затруднения при отказе от выпивки чаще всего проявляются, если человек случайно попадает в компанию, где выпивают. Он откладывает все дневные планы ради алкогольного участия. Особенно четко этот симптом проявляет себя, если необходимо прекратить выпивать. Всякое изменение ситуации воспринимается трагично. Подавить возникшее желание очень трудно, это сопровождается чувством неудовлетворенности, снижением настроения, дискомфортом и разбитости. Человек прилагает значительные усилия для продолжения начатой выпивки - меняется место, состав группы, придумываются поводы для отсутствия на рабочем месте. Границей заболевания нужно считать момент, когда начавшиеся приготовления обязательно доводятся до конца в любой ситуации, т.е. они переходят в симптом утраты ситуационного контроля.
Появление алкогольной потребности нельзя рассматривать как четкий критерий алкоголизма. Она становится патологической тогда, когда ее удовлетворение возможно только при выходе за пределы алкогольных норм. Такие симптомы, как нарушение сна, аппетита, исчезновение защитного рвотного рефлекса, появление психологических защитных механизмов, не могут рассматриваться в качестве решающих диагностических признаков алкоголизма, поскольку достаточно часто встречаются и при бытовых формах пьянства.
Значительные индивидуальные особенности снижают диагностическую ценность и такого симптома, как рост толерантности к алкоголю. Изучение бытовых форм пьянства позволяет считать границей заболевания момент трансформации группы основных симптомов: симптома желательности алкоголизации - в непреодолимое влечение, запаздывание феномена насыщения - в утрату количественного контроля, затруднения при отказе от выпивки - в утрату ситуационного контроля. Возникновение всех трех симптомов должно рассматриваться, как болезнь и давать основание для диагностики алкогольной зависимости.