Современный мир с крайне высокой активностью и запредельным уровнем стресса, заставляет человека прибегать, чаще всего самостоятельно, к помощи определенных лекарственных препаратов, которые должны оказывать помощь - успокоиться, избежать стресса, не впасть в панику и даже просто заснуть, но в некоторых случаях получается иное развитие событий. Незнание и страх обратиться к специалисту заставляет человека бесконтрольно принимать кучу препаратов снотворного, седативного или какого-то другого подобного действия. И совершенно незаметно и очень быстро начинает развиваться тяжелая зависимость.
Зависимость при злоупотреблении снотворными средствами может быть вызвана снотворными, относящимися как к группе производных барбитуровой кислоты, так и снотворными средствами других групп. Почти все эти препараты являются строго учетными, а некоторые приравнены и к наркотикам.
Снотворные и седативные препараты можно разделить по длительности своего действия, то есть по периоду жизни в организме после приема. Они бывают короткоживущие (период полураспада до 10 часов) и длительно живущие (период полураспада более 10 часов). Наибольшую зависимость дают сильнодействующие вещества с коротким периодом полураспада.
Зависимость, а точнее причина ее развития, от данного вида лекарственных препаратов бывает медицинской, например, когда пациент продолжает принимать лекарство даже после окончания лечения или принимает самостоятельно по старым назначениям, но много и длительно, так и немедицинской, когда начинают принимать снотворные с целью получения эйфории. В первом случае заболевание формируется медленно. Во втором стремительно, как при тяжелых наркоманиях.
В качестве снотворных средств производные барбитуровой кислоты стали использоваться с начала XX века. Затем их количество и сферы применения стали расширяться. Были созданы препараты для инъекционного применения. По историческим данным известно, что с 40-х годов барбитураты активно стали использоваться для совершения самоубийств, и только с 50-х появились данные о возможности формирования привыкания к этим препаратам. 10 лет понадобилось на то, чтобы понять, что бесконтрольное применение и использование барбитуратов приводит к развитию тяжелой зависимости.
Во второй половине XX века в медицинской практике начинает активно использоваться новый класс веществ — транквилизаторы, которые оказывают успокаивающие и противотревожное действие. На сегодняшний день транквилизаторы являются самыми часто выписываемыми лекарственными препаратами в мире. С этим, в частности, связан риск злоупотребления этими препаратами.
Зависимость от барбитуратов, по данным ВОЗ, является одной из наиболее тяжелых. Она имеет много общих особенностей со злоупотреблением алкоголем. И алкоголь, и барбитураты обладают некоторым стимулирующим действием, но их седативный эффект более выражен.
Происходит это так: опьянение наступает от двойной-тройной терапевтической дозы и имеет определенную фазность течения. Сначала возникает мгновенное оглушение, в глазах темнеет, окружающее не воспринимается. Длится эта фаза может от нескольких секунд до нескольких минут. Затем наступает беспричинное веселье и двигательное возбуждение с искажением восприятия окружающего. Длится данная фаза уже несколько часов, до 3-4. И после наступает фаза глубокого, тяжелого и короткого до 4-5 часов сна. А при пробуждении наблюдается выраженная вялость и разбитость. Ни о каком отдыхе во время сна речи не идет. Период после пробуждения длительный и сопровождается жаждой, головными болями, астенией и отсутствием аппетита.
В таких лекарствах кроется огромное коварство - это относительно небольшая разница между дозами препарата, оказывающими терапевтическое и токсическое действие. В результате часто отмечаются передозировки. А если еще присутствует алкоголь, то такая ситуация может закончиться летальным исходом, вследствие остановки дыхания – человек во сне просто забывает, как дышать, так как угнетается центр дыхания, а защитные механизмы не срабатывают.
Зависимость развивается за 3-4 месяца регулярного приема барбитуратов. Абстинентный синдром, как правило, тяжелый и является наиболее характерной чертой зависимости данного типа. Он развивается в течение первых суток после отмены препарата и достигает своего пика через 2-3 дня. Во время этой абстиненции беспокоят тревога, непроизвольные мышечные подергивания, тремор, прогрессирующая слабость, головокружение, искажение зрительного восприятия, тошнота, рвота, бессонница, потеря веса, повышение артериального давления в сочетании с резким падением давления при вставании, что называется коллапсом.
Часто возникают развернутые судорожные припадки. В абстиненции отмечается делирий, по клинической картине сходный с алкогольным. Причем припадки обычно развиваются в первый-второй день абстинентного синдрома, а сам делирий и другие психозы развиваются несколько позже. При тяжелой зависимости абстинентный синдром может стать угрожающим для жизни.
При длительном злоупотреблении снотворными очень быстро формируется психопатоподобный дефект. Появляется утомляемость, резко снижается внимания, страдает умственная деятельность, падает работоспособность. В таком состоянии работать получается только после приема достаточной дозы препарата, которая оказывает стимулирующее действие.
В последующем быстро из-за токсической энцефалопатии наступает деградация, которая проявляется в замедлении мыслительных процессов и речи, выраженном интеллектуальном снижении. Больные некритичны к своему состоянию и заболеванию в целом. У них нарушены какие-либо нравственно-этические нормы поведения. Состояние вялости и апатии часто сменяется злобой и агрессией.
Зависимость от транквилизаторов, как и от снотворных препаратов, встречаются довольно часто в развитых странах. Более склонны к их использованию женщины. Чаще всего используются транквилизаторы бензодиазепинового ряда, но возможно возникновение зависимости и от транквилизаторов других химических групп.
Причины точно такие же, как и при барбитуратах - медицинские, и немедицинские, и скорость развития такая же, то есть при немедицинских причинах зависимость развивается очень быстро, практически молниеносно. Чаще всего зависимость наступает от сильных транквилизаторов короткого действия, но из-за большей доступности низко активных транквилизаторов длительного действия, такие, как феназепам, нозепам или диазепам, зависимость от них наступает с такой же интенсивностью.
Характерными для привыкания к бензодиазепинам являются нарушения ритма бодрствования — сон с ночными пробуждениями и невозможностью заснуть без приема очередной дозы препарата. Эйфорический эффект возникает от дозы, в 5-10 раз превышающей терапевтическую. Клиника похожа на барбитуровое опьянение, но частично зависит от принимаемого препарата.
Внешне человек в интоксикации похож на пьяного, который хорошо выпил, только без запаха алкоголя. У него нарушена координация, шаткая походка, он оживлен и болтлив, но только речь с выраженными нарушениями артикуляции из-за вялости языка с постоянным повторением одной и той же зацикленной фразы. Такое опьянение заканчивается сном или сменяется состоянием вялости и апатии. При передозировке развивается угнетение сознания, переходящее в кому.
Через 3—4 недели после начала систематического приема бензодиазепинов прежние дозы уже не вызывают эйфории. Количество принимаемого препарата увеличивается из-за роста переносимости. Если резко прекратить принимать, то к концу первых суток возникает все та же абстиненция с психическими и соматическими расстройствами.
К первым относятся тревога и подавленное настроение, раздражительность с периодами агрессии, расстройства сна, повышенная утомляемость. Вторые же включают повышенную потливость, тахикардию, снижение артериального давления, расширение зрачков, головокружение, головную боль. Отмечается тошнота, рвота, анорексия. Могут быть судороги отдельных мышечных групп, непроизвольные движения.
Как и при отмене барбитуратов, могут наблюдаться судорожные припадки. Иногда в абстиненции отмечаются острые психозы, чаще развивающиеся по типу делирия. При длительном злоупотреблении транквилизаторами, как и при злоупотреблении снотворными, формируется своеобразный дефект личности - отмечаются интеллектуальные нарушения, снижаются нравственные и этические нормы поведения. Такой человек становятся непригодными к работе, связанной как с интеллектуальной, так и с физической нагрузкой.